theofilakt (theofilakt) wrote,
theofilakt
theofilakt

Categories:

Христианские позолоченные стекла из собрания ватиканского музея

Оригинал взят у asimskyв Христианские позолоченные стекла из собрания ватиканского музея
В этом посте я представляю фотографии христианских позолоченных стекол из библиотеки Ватикана.

Позолоченное стекло как вид искусства относительно малоизвестно. В Риме пик его популярности пришелся на первую половину 4 века н.э. Изображения вделывались в дно стеклянной посудины: стакана, чаши, или тарелки. На стекло накладывался тонкий лист золота с изображением и закрывался еще одним слоем стекла. Таким образом, золотые пластины оказывались внутри стекла, что давало им шанс сохраниться после двухтысячелетнего пребывания в земле. Стенки сосуда почти всегда отламывались, но днище порой сохранялось. Такая посуда могла служить ценным подарком и находиться в личной собственности. Позолоченные стекла часто находят в катакомбах. В частности, их вставляли в крышки могил, как для украшения, так и для обозначения  их принадлежности.  Хотя большинство позолоченных стекол – это днища посуды, некоторые из них –это небольшие отдельные медальоны, которые вплавлялись, по одному или группами, в дно литургических сосудов. Этим объясняется наличие групп стекол, которые составляют целостное произведение только в виде пары или тройки. Тематика рисунков самая разная – есть изображения сугубо личные, есть языческие, есть христианские. Историки считают, что христианские стекла делались в тех же мастерских или во всяком случае по той же  технологии, как и языческие;  различалась только тематика.

Тематика христианских стекол соответствует фрескам катакомб и рельефам на саркофагах. Преобладают «сюжеты спасения» (Ной,  отроки в пещи огненной, Даниил во рву со львами, воскрешение Лазаря, исцеления), чудеса и лики святых.  Иисус как правило изображен молодым человеком, часто с длинными волосами. Считают, что длинные волосы  - это признак Божественности, так как римские мужчины всегда изображаются стрижеными.  Иисус выступает как участник сцен – традиция его индивидуального изображения в виде «святого лика» или Пантократора еще не сложилось. Также отсутствуют крест и распятие. Иисуса, совершающего чудеса, часто изображают с жезлом, т.е. как волшебника (или как Моисея Нового Завета?).  Среди святых видим римских мучеников 3 века св. Лаврентия, св. Сикста и св. Агнесу, карфагенского мученика св. Киприана, а также апостолов Петра и Павла и Тимофея. Все стекла (кроме одного, см. Fig. 1) датируются 4 веком н.э.

Для начала представлю три портрета, демонстрирующие технические возможности данного жанра.

FamilyPortrait3ad
Figure 1. Этот семейный портрет, один из лучших в коллекции, датируется 3 веком. Произведений такого класса среди христианских стекол нет.

familyPortrait4ad portrait4ad
Figure 2. Слева – семейная пара, справа – мужской портрет. Будем называть стекла этих двух видов «белыми» и «черными». Белые и черные стекла будут представлены отдельно. К сожалению, на моих  фото нет масштаба. В жизни белые стекла размером с днище небольшого стакана (диаметр около 3 см), а черные как правило меньше, размером с пятак (или монету в 1 евро, диаметр около 2 см).

Перейдем к христианским стеклам. Начнем с белых.





AbrahamIsaac4ad
Figure 3. Жертвоприношение Авраама. Надпись «zeses» встречается на многих стеклах и к  сюжету не относится. Возможно это признак мастерской. Вообще, надписи вокруг стекол могут относится и к сюжету и к владельцу.

adamEve4ad
Figure 4. Адам и Ева

Lazarus4ad
Figure 5. Воскрешение Лазаря.

Cana_Lazarus_4ad
Figure 6. Вверху –воскрешение Лазаря, внизу – чудо в Кане Галилейской.

Lazarus4ad_1
Figure 7. Еще одно воскрешение Лазаря. Эта версия более всего похожа  на будущую иконографию.

MiracleInCana4ad
Figure 8. Чудо в Кане Галилейской

MariaOrans4ad
Figure 9.  Мария-оранта. Удивительно похожа на позднюю иконографию, даже тема Покрова присутствует.

MultBread4ad
Figure 10. Чудо умножения  хлебов.

JonaSleep4ad
Figure 11. Сон пророка Ионы под деревом. Нас может удивить распространенность этого сюжета в позднеантичном христианском искусстве. Может быть этот сюжет привлекал декоративным потенциалом и возможностью применить отработанные в классическом искусстве приемы изображения лежащих нагих тел.

stAgnessOrant4ad
Figure 12. Св. Агнеса в молитвенной позе.

TimothySist4ad
Figure 13. Святые Тимофей и Сикст. Иисус коронует обоих венками мучеников (победителей). Если Тимофей – это сотрудник ап. Павла, то его сочетание с Сикстом,  Папой Римским и мучеником 3 века, не очень понятно. Возможно это другой Тимофей –  малоизвестный римский мученик 3 века. Обратим внимание на седалища – это курульные кресла, на которых в Риме сидели императоры и высшие магистраты. Стоит также заметить двоеперстие, которое встречается и на других стеклах.

Перейдем к черным стеклам.

MosesRock4ad
Figure 14. Моисей извлекает источник воды из скалы.

Noah4ad
Figure 15. Ной

NoahDove4ad
Figure 16. Ной выпускает голубя, набор медальонов.

Lazarus4ad_2
Figure 17. Воскрешение Лазаря

LazarusGroup4ad
Figure 18. Воскрешение Лазаря, пара медальонов


HealingOfParalyzed4ad
Figure 20. Исцеление парализованного

DanielLions4ad
Figure 21. Даниил во рву со львами (в позе молитвы); группа из трех медальонов, один отсутствует.

RighteousMenFurnace4adRighteousMenFurnace4ad_1
Figure 22. Израильские отроки в пещи огненной, в позе молитвы.

Далее, обратим внимание на распространенность  парных изображений Петра и Павла, которые я выделил в отдельную группу.  Хочется поставить вопрос: а почему все же именно Петр и Павел? Почему они не могли друг без друга уже в то время? При всех богословских доводах, можно было бы также обосновать, скажем пару Петра и Иоанна. Иоанн был тоже замечательный апостол и написал  не меньше Павла ... В чем все же коренится петропавловская тема? Может быть у этой темы римские корни – ведь они оба римские мученики, так сказать, местночтимые святые для римских христиан. При том, что оба были столь значимы, их совместное почитание видимо возвышало в глазах римских христиан авторитет своей, римской церкви и укрепляло мысль о её первенстве. А такая мысль у древнеримских христиан должна была возникать – пусть не в силу еще не сложившегося «папизма», но в силу первенства самого Великого Города, который в то время (4 век) еще не был затенен Константинополем. Кроме того, в их совместных изображениях присутствует и элемент противопоставления, так сказать единства и борьбы противоположностей, что придавало данному сюжету известную интригу, делало его чем-то большим, чем просто парным изображением святых. Возможно, петропавловская тема всегда связывалась с идеей церкви, как сообщества, в котором встречаются разные люди, может и не во всем согласные друг с другом. Сам по себе предмет дискуссии апостолов (статус обращенных язычников по отношению к иудео-христианам) уже давно утратил актуальность. Обратим внимание, что традиционные физиономические типы Петра и Павла проявляются в различной степени (Павел часто не лысый и различия между двумя иногда минимальны).

Peter4adpaul4ad
Figure 23. Апостолы Петр (слева) и  Павел (справа) по отдельности. Здесь Павел похож «на себя», а Петр совсем другой.

PeterPaulTalk4ad
Figure 24. Петр и Павел обсуждают богословские предметы (оба держат свитки)

PeterPaulCrowned4ad
Figure 25. Иисус коронует Петра и Павла венками мучеников. Заметим, что оба апостола подчеркнуто изображены в тогах Римских граждан.

PeterPaul4ad
Figure 26. Петр и Павел под общим венком. Здесь они улыбаются друг другу, но все же оттенок противопоставления сохраняется.

PeterPaulJesus4ad
Figure 27. Петр, Павел и Иисус.





PeterPaul4ad_1
Figure 28. Здесь Петр и Павел не только не спорят, но даже и почти неразличимы :-).

AgnesPeterPaul4ad
А здесь они в компании Св. Агнесы


Tags: перепост, посуда, прикладное искусство, стекло
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment