theofilakt (theofilakt) wrote,
theofilakt
theofilakt

Categories:

Рим древнехристианский

Оригинал взят у asimskyв Рим древнехристианский
Только что вернулся из Рима, где провел 10 дней. Хочу поделиться впечатлениями.  Мест связанных с древним христианством в Риме по официальному счету больше сотни, так что данный пост на полноту не претендует. Речь идет чисто о личных впечатлениях.

Катакомбы. На окраинах Рима около 30 христианских подземных кладбищ – катакомб. Для публичного посещения открыты 5 из них. Три из пяти находятся на старой Аппиевой дороге недалеко друг от друга, так что их можно посетить в один день: св. Калиста, Домитилы, св. Себастьяна. Еще есть известные катакомбы Присциллы, в которых имеется хорошо сохранившаяся подземная церковь, но они на северном конце города, и я до них не добрался. Вообще все катакомбы далеко от метро, и добираться до них можно только на городских автобусах или такси. Катакомбы производят внушительное впечатление своими масштабами и количеством захоронений – несколько сот тысяч в каждых. В катакомбах сеть узких коридоров общей длиной в несколько км; стены полностью заполнены нишами для захоронений в три слоя (см. фото); большинство ниш – маленькие, для детей. Оказывается,  христиане первые стали хоронить детей с рождения. Римляне до того удостаивали похоронным обрядом лишь детей старше двух лет. Тела клали в ниши и закупоривали каменными крышками. Сейчас ниши в основном открыты. В катакомбы пускают только группами с экскурсоводом примерно на полчаса, так что можно получить только общее впечатление, которое впрочем запоминается надолго. Остается ощущение масштабности древнеримской христианской цивилизации, которая очевидно даже в периоды преследований была весьма многочисленной. Фресок и предметов искусства сохранилось очень мало из-за сырости. Те, что сохранились   –  хорошо известны и опубликованы; с ними лучше знакомиться по книгам, так как в катакомбах они очень разбросаны, и во время экскурсии показывают лишь небольшую часть.

Позолоченное стекло. Не уверен в правильности русского термина, английское слово: «gilded glass».  Речь идет о стеклянной посуде, чашках или тарелках, днище которых украшали изображениями, как бы вставленными внутрь стекла: сначала изготовлялся сам сосуд, затем на днище накладывали  рисунок из тонких золотых пластин, затем все это покрывалось еще слоем стекла. Таким образом,  золотые пластины оказывались внутри стекла, что давало им шанс сохраниться после двухтысячелетнего пребывания в земле. Стенки сосуда почти всегда отламывались, но днище порой сохранялось. Я имел счастье видеть коллекцию этих стекол в библиотеке ватиканского музея и собираюсь написать о них отдельный пост с фотографиями. Коллекция очень интересная; эти стекла очевидно являются важным источником ранней иконографии, о котором меньше знают, чем о похоронных портретах или саркофагах.

Саркофаги и похоронные портреты. Похоронных саркофагов (проще – каменных гробов прямоугольной формы) в Риме очень много:  их можно найти во всех музеях, при церквах и даже просто на улице. Однако почти все они языческие – явно христианских саркофагов не так много. Так что не знаю, смогу ли я достойно представить эту тему своими фото. Меня интересовали не только христианские темы на саркофагах, но и вообще как представлена тема смерти, особенно детской (детских саркофагов очень много). Интересно также, что в саркофагах сложился стиль круглых похоронных портретов (т.наз. clypeus), который развился потом в медальоны на иконах. Этого можно найти очень много, так как круглые портреты употреблялись на всех саркофагах независимо от религии.

Монеты. Наиболее полную коллекцию можно найти в национальном музее, конкретно в палаццо Массимо. Там есть разделы монет римских, византийских и «варварских» королевств. Тема христианской символики в монетах  заслуживает отдельного поста.

Мозаики. В Риме много интересных и древних мозаик в старых небольших церквах, которые большинство туристов пропускает. Две важные церкви – санта-Прасседе и санта-Пуденциана находятся в близкой окрестности от знаменитой санта-Мария-Маджоре, так что эти три церкви можно посетить  за один раз. Мозаика Санта-Пуденцианы самая древняя (около 390 г.) и в прекрасном состоянии (см. фото). Считается, что это первая известная мозаика, изображающая Христа на троне, а также первое изображение символов четырех евангелистов. Мозаики Санта-Прасседы не столь старинны (9 век), но образуют впечатляющее своей логикой и законченностью пространственное произведение на апокалипсическую тему. Санта-Прасседе посвящена весьма достойная статья в русскоязычной википедии. Там также имеется интересная маленькая часовня Зенона,в которой имеется своеобразный дейсис в котором место Иисуса занимает окно, из которого льется свет. В санта-Мария-Маджоре мозаики апсиды намного более поздние, а сохранившиеся древние мозаики нефа образуют чисто нарративный ряд и попросту слишком мелки и разносюжетны, чтобы производить сколько-нибудь цельное впечатление. Другие две церкви с древними мозаиками, которые легко посетить одновременно – это базилика Косьмы и Дамиана (мозаика 6 века) и санта-Франческа-Романа (мозаика 13 века), которые обе находятся на форуме (вход с наружной стороны форума, с улицы соединяющей Колизей с монументом Виктору-Эммануэлю). В базилике сан-Джованни в Латеране не упустите возможность зайти в баптистерий (самый древний в Италии!), при котором имеет маленькая малоизвестная церковь св. Венанция, в которой также имеется достойная византийская мозаика неизвестного мне периода. Интересно сравнивать все эти мозаики между собой, так как они имеют много общих элементов.

Византийские иконы  Рима – это сюжет отдельного повествования, которое в частности хорошо освещено в известной книге Белтинга «Likeness and presence: а history of image before the era of art».  Их значение в религиозной жизни Рима впечатляет. Почти во всех значимых церквах имеется чудотворная мадонна византийского происхождения (или копия),  обрамленная барочным «окладом» и занимающая центральное место за алтарем. Можно спорить о сочетании православной иконы с барочным обрамлением, но именно благодаря ему маленькие иконы сразу приковывают внимание и становятся центром поклонения в  огромных базиликах. Эти иконы имеют собственные имена и как правило считаются чудотворными. Наиболее древняя византийская икона 6 века (производящая сильное впечатление несмотря на плохую сохранность) находится в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере (фото).

Некоторые фото собственного производства.

DSCN0841
Figure 1. Неф церкви Сан-Джованни в Латеране. Почти все церкви «украшены» поздними над-алтарными кивориями, которые загораживают мозаику на конхе апсиды, мешают её фотографировать, затемняют и вообще нарушают первоначальный план базилики, идея которого – в движении от входа, подняв голову, к Иисусу, видному издалека на конхе. А так Иисус на конхе почти не виден за киворием.  Большинство кивориев барочные, хотя данный киворий  – неоготический, 19 века, результат обновления старого готического кивория 14 века.  Киворий не только обозначает алтарь (и заодно отгораживает  его от неба), но и содержит основные святыни, в данном случае – головы апостолов Петра и Павла. Его роль – фиксировать внимание на святынях, чтобы у верующих не  разбегались глаза на красоты. Неф – творение барочного гения Борромини.

DSCN0870
Figure 2. Баптистерий храма Сан-Джованни в Латеране, первый в Италии. Обратим внимание на оленя, обозначающего верующих, пьющих воду из источника воды жизни (крещения). Тема оленя будет повторяться.





DSCN0802
Figure 3. Сад монастыря при храме Сан-Джованни в Латеране.




DSCN0858
Figure 4. Византийская мозаика неизвестного мне периода в конхе апсиды часовни Св. Венанция при баптистерии храма Сан-Джованни в Латеране.




DSCN0769
Figure 5. Неоготическая мозаика храма Сан-Джованни в Латеране, по-видимому повторяющая в основных чертах иконографию первоначальной мозаики 14 века: Св. Дух в виде голубя испускает из клюва поток воды, который омывает крест и разделяется на четыре райские реки, из которых пьют воду олени (верные христиане) и овцы (апостолы). Внизу в развилке рек изображено крещение  Иисуса. Троица представлена по-католически: Св. Дух (голубь) исходит от Отца (рука с венком наверху) и Сына.





DSCN0961
Figure 6. Боковая сторона христианского саркофага с райскими павлинами, пьющими воду из источника жизни. Я нашел его в нартексе церкви Санта-Мария-ин-Трастевере. Хотелось бы идентифицировать растения по бокам.

DSCN0719
Figure 7. Санта-Мария-Сопра-Минерва, единственная готическая церковь Рима. Правда потолок все равно низковат для полноценной готики.

DSCN0754
Figure 8. Главный алтарь храма Санта-Мария дель Пополо с чудотворной копией византийской иконы.

DSCN0400
Figure 9. Христианский саркофаг 4 века из Палатинского музея. Изображены 12 апостолов, несущих венки Иисусу, символически представленному  крестом-хризмоном.





DSCN0503
Figure 10. Одна из наиболее ранних христианских похоронных надписей 2-3 век. Национальный музей, Термы Диоклетиана.
Tags: Рим, архитектура, мозаика, перепост, раннехристианское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments